История контейнерной революции Малькома Маклаина

Так выглядела грузоперевозка еще в 1932 году. Петер Мэрск, Йокогама
Так выглядела грузоперевозка еще в 1932 году. Петер Мэрск, Йокогама

 

На сегодняшний день контейнерные грузоперевозки настолько распространены, что сложно представить, что  меньше ста лет назад не существовало ни контейнеров для перевозки грузов, ни инфраструктуры, необходимой для транспортировки контейнеров.

История современного контейнера связана с именем американского бизнесмена Малькольма Маклина, который начал свою карьеру с работы на заправке. Спустя некоторое время он купил грузовик, затем еще один, затем еще один, а в начале 50–х годов его компания стала одной из самых крупных транспортных компаний США.

На реализацию идеи контейнеризации у Малькольма Маклина ушло почти двадцать лет. Почему так много? Надо понимать, что на тот момент (начало 50-х годов 20 века) не существовало не только контейнеров, но и автомобилей и грузовых судов для перевозки контейнеров и средств для обслуживания такой перевозки – не было инфраструктуры мультимодальных перевозок.

Контейнер производства компании Маклина
Контейнер производства компании Маклина

 

Именно поэтому вклад Малькома Маклина столь существен: он не просто изобрел контейнер (попытки сделать это предпринимались и ранее), но и разработал судно-контейнеровоз, автомобильную контейнерную площадку, то есть фактически полностью разработал схему контейнерных грузоперевозок.

Для реализации своих идей Маклин приобрел судоходную компанию Pan-Atlantic Steamship, представленную во всех главных портах восточного побережья, впоследствии переименованную в  SeaLand.

В 1955 году Маклин нанял инженера Кита Тантлингера, чтобы тот сконструировал транспортный контейнер. В 1956 году было куплено два T-2 танкера Второй Мировой Войны, которые переоборудовали для перевозки контейнеров. Таким образом, первыми контейнеровозами стали перестроенные нефтяные танкеры Ideal Х и Gateway City. 26 апреля 1956 года Ideal Х осуществил первую морскую перевозку 58 контейнеров.

Крупнейший в мире контейнеровоз компании Maersk
Один из крупнейших в мире контейнеровозов Maersk

 

Интенсивному развитию контейнерных грузоперевозок способствовала война со Вьетнамом – добившись пробной отправки груза со взрывчаткой во Вьетнам, Маклин показал, насколько морские контейнерные грузоперевозки экономичны.

Так сформировалась ставшая традиционной схема мультимодальных перевозок: подача контейнера, загрузка, транспортировка до порта, погрузка на судно, выгрузка с судна в порту назначения, транспортировка до клиента, разгрузка, возврат пустого контейнера.

В 1969 SeaLand была продана за 530 миллионов долларов R. J. Reynolds Industries, Inc. В 1999 году ее приобрел Maersk. Новая компания получила название Maersk Sealand, позднее сменившееся на Maersk Line – самый большой в мире оператор контейнерных судов.